~ Русское Диско... Музыка тех Лет~  

. Ðåæèññ¸ð Ïîò¸ìêèí.

Åù¸ ñîâñåì ìîëîäîé ðåæèññ¸ð Àíòîí Àëåêñååâè÷ Ïîò¸ìêèí, Ñåìäåñÿò Âîñüìîãî ãîäà ðîæäåíèÿ, â ïðîöåññå ïîñòðîåíèÿ êèíîêàðòèíû
ïðîñòî íå ìîã íå ïîêðûâàòü áðàííûìè ñëîâàìè àðòèñòîâ è
âñþ ñü¸ìî÷íóþ ãðóïïó. Òåì æå ñàìûì, êàê ìû âñå ïðåêðàñíî çíàåì, çàíèìàëñÿ è ëþáîé äðóãîé. Íî âîïðîñ ñîñòîÿë íå ñòîëüêî â òîì,
ïî÷åìó îíè ýòîò äåëàëè, ñêîëüêî â òîì, íà êàêîé âûñîòå ñòîèò ñëåäóþùåå èñêóñòâî: ñòðîÿ î÷åíü äîáðûé, î÷åíü õîðîøèé ôèëüì,
ñîçäàâàòü åãî â àòìîñôåðå óæàñíîé áðàíè, êîòîðîé ïîòîì íèêòî íå âèäèò, íå ñëûøèò, è äàæå îòäàë¸ííî íå îùóùàåò?
Íå îäèí ïñèõè÷åñêè çäîðîâûé ðåæèññ¸ð ïðîñòî íå ìîã áû ñåáå ïîçâîëèòü äîâåñòè âñ¸ ýòî äî çðèòåëÿ. Âñ¸ îñòà¸òñÿ íà ïîëÿõ
ðåïåòèöèé, íà êîòîðûõ, â ðàìêàõ êàêîãî áû òî íè áûëî èñêóñòâà îíè íå ïðîõîäèëè, óðîâåíü èíòóçèàçìà ìåðèåòñÿ óðîâíåì
ïîâûøåííîé ýìîöèîíàëüíîñòè.

Âñ¸ ýòî îñòà¸òñÿ çà êàäðîì è çðèòåëü - òîò äëÿ êîãî è ðàäè êîãî âñ¸ ýòî ñîçäàâàëîñü, ïîëó÷àåò ëèøü âåëèêîëåïíûé ðåçóëüòàò è
åù¸ ìîæåò ïîðàçìûñëèòü - à íàäî ëè ìíå âñ¸ ýòî ñìîòðåòü è ñëóøàòü? Êàê ïðàâåëî, åñëè ðåçóëüòàò ìèë çðèòåëþ, òî îíûé ïðèíåìàåò
åãî ñ ðàäîñòüþ, ÷åðåç ñìåõ è ïîëíóþ îòäà÷ó, è âïóñêàåò â ñâîé âíóòðåííèé ìèð øóðøàíèå ìèëîé ñåðäöó êèíîïë¸íêè,
ïåðåëèâèñòûå òðåëè àóäèîêàññåò. Ðàäè ÷åãî âñ¸ ýòî è çàòåèâàëîñü.
 êàðòèíó æå ðåæåññ¸ðà Ïîò¸ìêèíà øëî âñ¸ ïîäðÿä, âêëþ÷àÿ çàêàäðîâîå, òî, ÷òî íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæåí âèäèòü çðèòåëü, ðàäè
êîòîðîãî è ñîçäàâàëàñü êàðòèíà. È ñàìîå èíòåðåñíîå - òî, ÷òî ýòî çàêàäðîâîå ïî÷åìó-òî òåïåðü øëî èìåííî â àäðåñ ïðèøåäøåãî.
Íè ñ êàêîé òî÷êè çðåíèÿ ýòî áûëî íå ïîíÿòíî. Êòî çíàåò, ìîæåò áûòü òî è óòåøàëî ìîëîäîãî ãîðå-ðåæåññ¸ðà. Õîòÿ ïî÷åìó ãîðå?
Åãî êàðòèíû èìåëè ìàññó ïðåâîñõîäñòâ íàä äðóãèìè.

Îäíè íàçûâàëè åãî çëîäååì, äðóãèå - ïñèõîïàòîì, è òîëüêî ìàëîå êîëëè÷åñòâî ÷åëîâåê
îñîçíàâàëî, ÷òî åñòü åù¸ è áèïîëÿðíûå ëþäè, êîòîðûå, åñëè ÿâëÿþòñÿ ïðè ýòîì ÷åñòíûìè - áóäóò áèïîëÿðíûìè è â ïîäà÷å ñâîèõ
õóäîæåñòâåííûõ ðàáîò, ñâîåãî èñêóñòâà. Âîò òîëüêî åñëè ïîíÿòü ýòî åäèíèöû åù¸ è ìîãëè, òî çðèòåëè, ïðèíåñøèå â êèíîçàë âñþ
ñâîþ äóøó, ãîòîâûå ê ïîëíîé âçàèìîîòäà÷å, ñðåäè êîòîðûõ ïîðîé è âñòðå÷àëèñü ýòè åäèíèöû, íèêàê íå ìîãëè ïðèíÿòü ýòîãî íà
ñåáÿ. È ýòî íå ìîãëî íàçûâàòñÿ ñòðàííûì. Ðåæèññ¸ð Ïîò¸ìêèí, ñàì ïî ñåáå, íèêîãäà íå èñêàë ïðîñòåíüêîãî, íå óâîæàþùåãî ñåáÿ
ñàìîãî, çðèòåëÿ, äëÿ êîòîðîãî ïîäîáíûå îñêàðáëåíèÿ è ìîðàëüíûå ãëóìëåíèÿ îòõîäèëè íà âòîðîé ïëàí ïåðåä ëèöîì âåëèêîãî
õóäîæíèêà.

Ïðèõîäÿ â êèíîòåàòð, îíè ïðîñòî íå ìîãëè ïîíÿòü - êàê âñ¸ ýòî ìîãëî ñî÷èòàòñÿ â îäíîì è òîì æå ñåàíñå. Êàê ìîæíî ñïåðâà ñòîëü
ñèëüíî
çàèíòðèãîâàòü ñâîèì äðóæåëþáèåì è óìîì, ñâîèì èíòåðåñîì íå ê èõ êàðìàíàì, à èìåííî ê äóøàì, ñâîèì ðîìàíòèçìîì è ãîëàíòíîñòüþ,
ïîñëå ÷åãî èõ ïðÿìî ñ ïîòîëêà íà÷àíàëè ïîëèâàòü ïîìîÿìè ïðîñòî çà òî, ÷òî îíè, ñîáñòâåííî, ñåëè íà ýòè ñòóëüÿ. Çàòåì ëþäÿì
öåëîâàëè ðóêè è ïðîñèëè ïðîùåíèÿ, âûòåðàÿ ãðÿçü ñ èõ ëèö, à ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò, êàê áû çàáûâøèé áûëîå çðèòåëü
ïðîäîëæàë îáùàòñÿ ñ Ïîò¸ìêèíûì ÷åðåç áåëîå ïîëîòíî ýêðàíà, ñ êîòîðîãî, â ñëåä çà áîæåñòâåííîé êðàñîòû ýïîïåÿìè, ëèëñÿ íîâûé
ïîòîê îñêàðáëåíèé è ãàäîñòåé, øåäøèõ, êàê ïðàâåëî, íåïðèìåííî â äóøó è ïîýòîìó òîëüêî è çàñòàâëÿÿ çðèòåëÿ ïîêèíóòü êèíîòåàòð,
íà âûõîäå èç êîòîðîãî åãî ñíîâà ñë¸çíî ïûòàëèñü çàäåðæàòü, íî çðèòåëè, ïîñ÷èòàâ, ÷òî î÷åíü ãëóïûì ñ èõ ñòîðîíû áûëî äîâåðÿòñÿ
ñåíèãëàçûì ãàçåòíûì àíîíñàì è óëè÷íûì àôèøàì, è ÷òî íàäåæäà èõ áûëà ñëèøêîì íàèâíîé, óáèãàëè ïðî÷ü îò ïðîêëÿòîãî êèíîòåàòðà.

Íî ìîãëè ëè âðàòü ãëàçà Àíòîíà Àëåêñååâè÷à, ðàäóæíî óëûáàþùèåãîñÿ ñâîåé èñêðåííîñòüþ è æåëàíèåì áûòü ðÿäîì âìåñòå ñî
çðèòåëåì,
íå ïðîñÿ çà ýòî íè÷åãî ìàòåðèàëüíîãî? Êîíå÷íî íåò. Ìîæåò áûòü, ïîòîìó-òî åãî èìÿ òàê è îñòàëîñü ñàìûì íå ïîíÿòíûì â ñïèñêå
ðåæèññ¸ðîâ èãðîâîãî êèíî, è ïîòîìó âîñïîìèíàíèÿ î í¸ì ñîõðàíèëèñü ïåðåïóòàííûå, à áîëüøàÿ ÷àñòü âñåé ðîçîâîé ïàñòèëû
õîðîøåãî â íèõ áûëà çàäàâëåíà ÷¸ðíîé êðàñêîé ïëîõîãî. Âñ¸, ÷òî îñòàëîñü - ïàìÿòü î ñâî¸ì ñîáñòâåííîì ãëóïîì, äîâåð÷åâîì
ðâåíèè ê Ïîò¸ìêèíñêèì çàëàì, è, áûòü ìîæåò, ó êîãî-òî è ñåé÷àñ îñòà¸òñÿ æåëàíèå ïîíÿòü, ïî÷åìó âñ¸ ñëó÷èëîñü èìåííî òàê.
Ïîõîæå, ïîðà ÷òî-òî ìåíÿòü.



В это всё равно никто не поверит.














На 2-ух своих других сайтах я уже достаточно рассказал о рок-музыке. Рок - не единственная музыка, которую я люблю. Вряд-ли меня можно назвать современным человеком. Я люблю капатся в прошлом - там можно найти гораздо больше интересного, нежели сейчас. Одна из таких моих находок - музыка в стиле "Диско". Не хочу о ней умалчивать на своём 3-ем сайте, друзья! Расскажу об этом сочитании сказки, танца и любви, которое для меня началось с песен группы "Фристайл" в 12 лет и появилось, как настольгия по России, ибо русскую музыку я для себя открыл уже здесь, в Монреале.

Итак, просуществовав чуть больше 10-и лет (1972 - 1983), волна диско-музыки сошла на нет. Весёлые ритмы 70-х потеряли всякую актуальность. Но к счастью в 1983 г. появилась немецкая группа "Modern Talking". Не последние, не первые, кто исполнял EuroDisco [евродиско], но наверно самые яркие и знаменитые. Европейская версия данного жанра появилась ещё в 1973-74 году, но популярность получила только группа ABBA из Швеции, которая уже тогда отличалась по звучанию от всего остального диско. Лишь придя на смену своему порадителю этот стиль получил гораздо более обширную известность, создав тем самым новую школу, кою мы обычно именуем "Музыкой 80-х". Однако в Америке эта музыка так никогда и не возродилась. Ей на смену пришли хаус и техно. Я же хочу рассказать о том, что происходило в те годы в Европпе. Как таковое, евро-диско полностью сконцентрировано на танцевальном ритме, пришедшем из музыки "Space disco" а-ля франц. группа Space ("magic fly") и "Hi-Energy" ("pick up the telephone"), душевной и в то же время заводной милодии, а так же характерно присудствие гитарного соло (наследие модного в те годы хард-рока) и, как правило, ярко выраженный басс, подчёркивающий эмоциональность песни. Эмоциональность, по идее, должна быть и в вокале. По этому если кто-то фальшивил - это сразу.. если не портило, то уж точно омрачало всю композицию. Такой вариант жанра перебрался в Россию в `85 г. Итак,



******************************************************** 1 9 8 5 : ********************************************************



Появление первой группы русского диско, группы "Сталкер" и ди-джея Сергея Минаева с его шутливыми переводами хитов Европпы, в т.ч. и диско (Юра - вумен, С утра меня будит жена).



************************************************ 1 9 8 6 (Прекрасное Начало): *********************************************



В 1986 у Сталкера выходят первые песни в стиле евродиско: Я хочу не помнить зла, Без тебя, Звёзды и первый магнитоальбом «Звезды». Ближе к концу года оренбужский "Ласковый май" (вернее то, что было не за долго до его официального появления) создаёт черновые записи "Листопада", "Цветов"(, "Метели") и прочих своих песен. Одновременно в Москве проводит первые домашние эксперементы гр. "Мираж".

Кроме русскоязчных пионеров диско, так же большенство последующих стали создавать свой собственный стиль под влиянием Modern Talking, имевшей бешеную популярность в 1986-87г. Как только их произведения попадали на прилавки магазинов - их
молненосно сметали целой толпой (доставалось не только прилавкам, но и продавщицам). В этом совершенно простом сочитании ритмично-душевной милодии и довольно серьёзных текстов, таилась не с чем не сравнимая красота, ибо всё простое и откровенное - идёт от души, души очень светлой и доброй, а следовательно ранимой.. Но не стоит думать, что всё отечественное диско было грустным, трогательным. Были и весёлые песни, в частности у сверх-популярной в то время девичей Комбинации. Но всё-таки в основном песни тех лет были грустными. Это, видемо, объясняется тем, что советская эстрада периода 1966-1984 годов (в 1984 появляется "Новая волна танцевальной музыки в России", берущая свой отсчёт с "Форум"-а во главе с В.Салтыковым) - ВИА и т.п. была, преимущественно, мажорной, увеселительной, порою даже смешной. А людям, особенно молодёжи, уже давно хотелось чего-то более серьёзного, более трогающего. По этому новая популярная музыка - диско - стала как бы альтернативой заезжаной официальной эстраде, которую уже откровенно навязывали. Не хочется так же порочить, скажем, пионерские песни. Но согласитесь, всё это не могло больше затрагивать юных душ. Хотелось петь о другом. И первым человеком, кто это понял и реализовал, был Сергей Кузнецов (создатель ЛМ). Этакий русский Дитер Болен.



******************************************************** 1 9 8 7 : ********************************************************



Выходит первый альбом Миража "Звёзды нас ждут (Чем не Modern Talking?)". У них появляется свой слушатель. Одновременно становится популярной группа "Электро-клуб" - продолжение салтыковского "Форума" - популиризащая более примитивный и на мой взгляд совершенно скучный стиль "электро-поп". Эдакий плоский электронный попс (вроде Erasure). Хотя надо признать, что под их "Кони в яблоках" в этом и последующем годах колбасилась вся страна на многочисленных дискотеках. В остальном, в плане отечественной популярной музыки, этот год (как и начало ''88) полностью уступал року.


********************************************* 1 9 8 8 - 1 9 9 1 (Золотой Период): *********************************************


1988, январь-февраль. Первые хиты сезона: Михаил Муромов "Яблоки на снегу"; ЛМ "Белые розы", "Седая ночь". Постепенно Музыка дискотек стала сбрасывать рок-культуру с трона славы, позаимствовав у неё кое-что из внешнего вида (расчитывалось сохранить что-то общее с давно слажившимися модными фишками - тёртые джинсы, джинсовые клёпаные и кожаные куртки, видная шевелюра, яркий грим на сцене).

1988, лето. Начало настоящего "бума". Именно тогда группа Ласковый май становится самой известной во всём Советском Союзе. Кроме того её признают "открытием года". Многим эстрадным исполнителям в ту пору стали начертыватся аранжеровки в аналогичном стиле (Валерий Леонтьев, Анжелика Варум, Наташа Королёва..) Но в стилях у нас разбераются слабо, по этому в простонародии обычно всё это именовали термином "электро-поп", что не являеться правдой! До 89 г. этот термин применяли как к диско-, так и к электропоп-исполнителям. Однако настоящий электро- и техно-поп в то время исполнял Кар-мэн, Технология.. а так же частично Анонс, Форум и Твой день.

Что же касается попсы - в августе 89 появилась группа "На-На", сразу же ставшая основной и пожалуй единственной поп-группой того времени, по-скольку до этого попсня лишь изредко мелькала у эстрадных исполнителей (особенно у нынешнего мэтра и старейшены русской поп-сцены, Валерия Леонтьева) и ВИА (напр. "Сябры" с дебильной песней "Олеся") в начале 80-х. Но они, скорее всего, и не подозревали об этом. Хотя были некоторые прорехи у того же ЛМ ("Гадкий утёнок"), но тогда всё это оставалось незаметным. Около 3.5 года несомненным лидером было диско. Ах да, забыл! По итогам 1989 года Дмитрий Маликов, уже тогда поющий настоящую попсню ("До завтра"), был признан лучшим отечественным певцом. Так же в десятку популярнейших исполнителей ''89 входил Белоусов Женя, внешне очень напоминающий Томаса - вокалиста Modern Talking, гр. Кристина, ЛСД и др.

Невозможно передать всё то, что было сделано в столь короткий период. Море хитов и новых проектов, слёз и радости в концертных залах и на больших стадионах. Однако новшества были не только позитивные. Впервые в мире появилось "кланирывание" концертых бригад, одновременно выступающих в нескольких городах России под названием одной, сверх-популярной группы (точно нельзя сказать, кому принадлежит эта идея - Андрею Разину, или его тёзке Андрею Литягину). Было плохое, было хорошее. Но главное, что это всё БЫЛО, ЖИЛО, ЗАТМИВАЛО РАЗУМ.



******************************************************** 1 9 9 2 : ********************************************************



В русском "перестроечном диско" наступил перелом. Вместе с распадом СССР распались группы Ласковый май, Анонс, Cталкер, из Фрисайла ушёл Вадим Казаченко, из Комбинации - Алёна Апина, а попса, которая за несколько лет до этого только начала зарождатся, стала наберать обороты и уже через год последние песни о белых розах и первом снеге были допеты до последней ноты. Все диско-коллективы стати либо расспадатся, либо опопсевать, либо играть совсем другую музыку. Как безпощадно время... К слову, в этом году у На-Найцев вышел альбом "Фаина".

В целом поп-музыка не сразу отделилась от диско. Даже в той же "Фаине" ещё вполне отчётливо слышался былой ритм. Диско как будто бы стало постепенно разтворятся в попсе, вернее выскальзыкать из неё, исчезать туманом. Это хорошо чувствуется в песне Фристайл "Девочка-девчоночка", которая по сути - великолепнейшее диско, но всё-таки в припеве чувствуется, как медленно подступает поп-зараза. Процесс "перехода" длился примерно год. Всё стремительно менялось местами - поп-зараза стало главенствующим, остатки диско стремительно улетучивались. Немного странным мне кажется то, что Филипп Киркоров, даже в 1990-1991 годах не сделав не одной диско-песни, сразу представ перед всеми чистым "попсовиком" (так он сам себя называет), в 1992 году записывает хит чистейшего диско "Атлантида". Обычно, появляясь в эти годы поп-исполнитель старался подражать моде и создавал себе диско-аранжировки, чтобы идти в ногу со времинем. По этому если какой-то новый певец, или певица поёт диско в независимости от спада его популярности - значит он это делает по собственному желанию.

И далее о процессе "перехода"... Даже в 1994 году, в первых сольных песнях Андрея Державина "Брат ты мне, или не брат?" и "Катя-катерина" можно наслодится типично дисковым инструментальным проигрышем. Но если следовать законам логики, он это сделал только потому, что сам в душе ещё не мог полностью отказатся от того, что сам же и создал. Это была уже совсем другая эпоха. И Андрей прекрасно это понимал.



******************************************************** 1 9 9 3 : ********************************************************



Тем времинем в Америке, уже успевшей стать "страной гамбургеров", дискарь 70-х давным-давно, аж в 1985, положил основу более прогрессивной танцевальной музыке Xаус (с чего мы собственно и начали). Что же касается России, то у нас всё происходило примерно таким образом: вплоть до начала 80-х на "разрешённой сцене" была жудко популярна эстрадная и вокально-иструментальная музыка, в середине 80-ых появилась и тут же завоевала её позицию музыка, о которой собствнно идёт речь, а спустя 5 лет, в мире разрешонной моды стала лидировать настоящая попса. У нас, как и на другом конце земного шара, стоял выбор: если ты делаешь "музыку для дискотек", то либо становишся частью комерции и делаеш, что говорят, либо делаеш что-то более прогрессивное, но уже вне комерции. Диско перестало интересовать шоу-бизнес как музыка и по-этому оно закончилось. Оно не вписывалось не в те, не в другие рамки. Этот год был последним. Он поставил точку, подарив нам на прощание свои последние хиты "Капитан" (Таня Овсиенко) и "Не плачь, Алиса!". Т.к. песенка про Алису принадлежит группе "Сталкер" - можно сказать, что сталкеровцы были первым, кто встречал и первыми, кто провожал.

***

Прощай, Алиса!
Погасли звёзды
и глядит в окно взрослой жизни первый твой рассвет.


То, что было после:


Такие группы, как "Русский размер", "Чугунный скороход" и "Коммнисар" выбрали второе - прогрессив. танц. муз. Вот только оная была вынуждена оставатся вне комерции, иначе она по-просту превращалась в... (как это случилось с Руки вверх!, Hi-Fi, Вирус и др). Причём именно такого рода деятельность стала основой новой формы поп-музыки в России, тем более в купе с былым успехом танцевальных ритмов это выглядело актуально. Так и появилась сугубо наша попсня. Эта откровенная ху**я стала ещё популярнее настоящей попсы (такой, как у В.Преснекова, или А.Губина), но о ней я рассказывать не собераюсь по понятным причинам. Хотя настоящая, откровенная попса и сейчас существует, а за последних года 2 её стало ещё больше. Единственные, кто продолжает создавать диско-песни вне времени и пространства - именно в оригенальном виде, а НЕ ремиксы старых вещей - это "Чернила для пятого класса" во главе с Сергеем Кузнецовым (аж до 1997, включительно, и даже частично в 2000), хотя и с сильным влиянием "дворовой песни", Фристайл (последние диско-песни - в ''95 году: Первый снег, Наша первая любовь, Не говори мне Прощай). Надо так же учесть, что они всегда играли только то, что хотели Кроме того диско продолжает петь экс-солист "Фристайла" Вадим Казаченко (первый альбом, 1994).

Кроме тех, кто уже играл в стиле disco ранее, можно отметить некоторые отдельно взятые композиции, порой сильно тяготящие к нему, а порой и в чистом виде (!), созданые поп-исполнителями в 90-х годах (начаная с 1992). Среди них:

Филипп Киркоров "Атлантида" (92)
Татьяна Овсиенко "Капитан" (93)
Марина Хлебникова "Стаканчик бренди" (99)

Что же касается тех, кто уже играл в стиле disco ранее, почти все они по понятным причинам (тяга к прошлому) иногда возвращались к своим корням и в 90-ые, и тем более сейчас, когда мода на ДИСКО вновь возвращается. И Шатунов, и Державин, и..

* * *

Так бы наверно и было вплоть до окончательного морального разлажения, если бы к началу нового века всех окончательно не достал вездесущий попс. И вот чудо - хорошая музыка снова стала востребованна (а кто-то ещё сомневался, что чудес не бывает)! Именно по этому и началась новая волна русского рока. На сцену вернулись и многие ВИА, похороненые ещё 20 лет назад. Не могла не вернутся и культавая музыка перестройки. Итак, снова на сцене: Мираж, Юра Шатунов, Комбинация, Рома Жуков другие. В Москве и Питере стали проводится фестевали с названиями вроде "В Стиле Диско" и "Дискотека 80-х", причём "дискотеки 80-х" возродились именно как оные. Стали появлятся многочисленные музыкальные сборники и фильмы о музыке тех лет. Помимо проверенных временем людей, музыку в духе диско стали исполнять и те, кто прежде в такие игры не играл (Киркоров & Распутина "Золотится роза чайная"; Пропаганда "Super detka", "Яй-а"; Буланова "Белая черёмуха") Пушистым белым шарфом душу греет то, что стали появлятся проэкты, играющие это чудо не смотря на отсудствие нормально разкрутки. В общем утихомирить попc и напомнить ещё раз, что такое искуство, желаем далеко не только мы.


"СТУДИЯ 80" (новый диско-проект)
"МИР ГРЁЗ" (новый диско-проект)
НАЧАЛО

Hosted by uCoz